Наличие ТСЖ в доме - не обязательное условие капремонта

Наличие ТСЖ в доме - не обязательное условие капремонта

Первый Столичный Юридический Центр

Телефон: (495) 776-13-39, (985) 776 13 39

Наличие ТСЖ в доме - не обязательное условие капремонта

В этом году столичные власти обещают капитально отремонтировать более 500 многоквартирных домов. Программа по ремонту московского ветхого жилья стартовала в мае прошлого года и уже вызвала нарекания жителей: претензии были как по качеству работ, так и по организации капремонтов. О проблемах и планах департамента капитального ремонта жилищного фонда Москвы его руководитель Артур Кескинов рассказал в интервью корреспонденту Александру Трифонову.

- 2008 год был стартовым для столичной программы капитальных ремонтов. Как вы оцениваете ее выполнение?

- Год действительно был стартовым, трудным, по ходу приходилось решать много задач, в том числе и отстранять плохо работающих подрядчиков (примерно каждый десятый в итоге попал в черный список. - Газета), но, несмотря ни на что, поставленные перед городом задачи мы выполнили.

Одна из больших задач - повышение уровня информированности жителей и стимулирование их участия в контроле за ходом и в приемке работ по капитальному ремонту. Сейчас мы как раз ведем активную работу по выстраиванию такой системы взаимодействия с жителями с эффективной обратной связью.

Другая задача, которая была поставлена уже в ходе реализации программы, - переход от выборочного ремонта на 100-процентный комплексный капитальный ремонт (изначально предполагалось, что в большинстве попавших в программу домов будет проведен выборочный капремонт. - Газета). Теперь во всех домах наряду с полным перечнем необходимых работ по ремонту и замене систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, ремонта крыш, подъездов и других элементов дома будут выполняться работы по утеплению наружных стен здания, замене оконных блоков, остеклению балконов и лоджий, замене и модернизации лифтов, реконструкции газового оборудования, а также реализации целого комплекса мероприятий по повышению энергоэффективности дома и приспособления его для нужд маломобильных категорий граждан.

- Как именно будут проводиться измерения для контроля мероприятий по энергоэффективности?

- В программу капитального ремонта включаются дома, построенные до 1991 года, то есть они изначально по энергоэффективности не соответствуют современным требованиям. Поэтому энергоаудит домов до капитального ремонта не проводится. Думаю, не надо специально разъяснять, что если потребление тепловой энергии в два раза больше нормативного, то вопрос необходимости проведения энергосберегающих мероприятий не вызывает сомнений. Оценка же достигнутого уровня энергоэффективности после проведенных работ проводится путем сравнения данных по фактическому потреблению тепловой энергии домом за отопительный период до проведения капремонта и после. Эти данные получаем на основании показаний установленных в доме приборов учета.

- Организовано ли взаимодействие департамента с товариществами собственников жилья (ТСЖ)?

- В этом году во всех округах Москвы мы провели встречи руководства департамента и префектур с председателями ТСЖ тех домов, которые были включены в программу капремонта на 2009 год. На этих встречах мы подробно проинформировали жителей о предстоящем ремонте, вплоть до конкретного перечня работ по каждому строению.

Для каждого района, каждого дома готовили отдельную папку, содержащую всю необходимую информацию о режиме работы, телефонах горячих линий, режиме и регламенте работы общественных комиссий, которые теперь создаются в каждой районной управе, и т.п. Приложили типовые временные графики с четким указанием начала и окончания работ в каждом конкретном доме, а по системам отопления - с учетом сроков начала отопительного сезона.

Практика таких встреч показала, что они являются очень полезными, существенно снижают социальную напряженность и поток письменных обращений, и нам бы хотелось, чтобы префекты и главы управ районов при проведении своих встреч с населением обязательно затрагивали в них вопросы капитального ремонта.

- Сегодня около 1% домов, прошедших капремонт, не создали ТСЖ. Возможна ли ситуация, при которой в будущем их жители снова потребуют проведения капитального ремонта за счет регионального бюджета?

- Реализация программы по капитальному ремонту на 2008-2014 годы проводится в соответствии с основными положениями Жилищного кодекса, закона О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации и послания президента Российской Федерации Федеральному собранию от 26 апреля 2007 года. При этом ни упомянутый закон, ни Жилищный кодекс не связывают исполнение обязанностей города как бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта с какой-либо определенной формой самоорганизации граждан в жилищной сфере или выбором способа управления.

Соответственно, обязанность города Москвы будет считаться исполненной после проведения капитального ремонта многоквартирного дома, независимо от того, какой способ управления выбран собственниками помещений. После этого собственники должны содержать свое имущество и проводить капитальный ремонт своего многоквартирного дома самостоятельно.

- Как будет разрешаться ситуация с теми домами, которые уже попали в планы по капремонту на ближайшее время, но где жители категорически отказываются создавать ТСЖ?

- Одно из ключевых отличий московской модели организации капитального ремонта заключается в том, что наличие ТСЖ в доме - не обязательное условие, оно лишь желательно.

Все дома, запланированные к ремонту в рамках городской целевой программы на 2009 год, будут отремонтированы в любом случае. Но мы считаем, что наличие в ремонтируемом доме ТСЖ существенно облегчит организационные вопросы: согласование с жильцами графиков работ по дому, решение вопросов доступа в квартиры, организация контроля и приемки работ. Самое важное, что отремонтированные дома должны быть переданы в управление собственникам, которые будут ответственно относиться к восстановленному общему имуществу и накапливать средства на будущие капремонты самостоятельно, а такая деятельность будет наиболее эффективна, если в доме работает ТСЖ.

- 2009 год назван Годом равных возможностей. Как вы учитываете потребности инвалидов в своей работе?

- Сегодня департаментом определены четыре категории граждан, для которых, с нашей точки зрения, в рамках программы требуется выполнение работ по адаптации среды для их комфортного проживания: это слабовидящие, слабослышащие, люди с нарушениями опорно-двигательной системы и колясочники. Утвержден перечень работ для каждой из этих категорий.

К сожалению, не все серии домов, которые мы ремонтируем, приспособлены под размещение специальных подъемников. Поэтому часто требуется проведение целого комплекса мероприятий, чтобы обеспечить такую техническую возможность. Есть проблема с Ростехнадзором. Пока получается, что на каждый подъемник нужно иметь по диспетчеру. Сегодняшняя нормативная база не позволяет ими пользоваться без помощи стороннего человека. На наш взгляд, надо менять законы и сделать так, чтобы инвалид или его сопровождающий был вправе самостоятельно пользоваться механизмом. Должны быть и соответствующие технические решения, согласованные Ростехнадзором.

Отдельный вопрос с лифтами. Например, во многих странах кнопки в лифтах располагают не вертикально, а горизонтально - чтобы они были доступны для всех, в том числе маломобильных граждан.

- Много критикуют московские власти в последнее время федеральный закон о размещении госзаказа на аукционах. На вашей деятельности он сказывается непосредственным образом.

- Считаю, что закон в целом правильный. Но сейчас он не является ограничением для недобросовестных фирм, выходящих на аукцион. Я всегда говорил, что человек должен нести персональную финансовую, а может, и уголовную ответственность за невыполнение контракта. Если бы мы привлекли к ответственности человек десять, в следующий раз они бы подумали, стоит ли выходить на аукцион и набирать заведомо неисполнимый объем обязательств.

А пока нет реального механизма привлечения к ответственности, закон пробуксовывает. Вы посмотрите, что сейчас происходит, фирмы на аукционе предлагают ценовое снижение в 40%, а то и более. Понятно, что чудес не бывает. Если человек изначально берет на себя обязательства, которые он не может выполнить, понимая объем и виды работ, то он мошенник. И государство его должно рассматривать как мошенника, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Как вы планируете совершенствовать систему торгов по капремонту?

- По торгам на объекты 2009 года мы предусмотрели ряд нововведений в рамках действующего федерального законодательства в сфере размещения госзаказа.

Так, организация, выходя на столичный лот, стоимость которого составляет более 50 млн рублей, обязательно должна в качестве подтверждения своей квалификации представить акты приемки выполненных ею за последние пять лет работ, стоимостью не менее 20% цены лота по одному объекту капитального строительства. Кроме этого фирма, выходя на торги стоимостью 150-200 млн рублей, должна перечислить в качестве залога на специальный счет департамента деньги в объеме 7-10 млн рублей.

Вообще мы с надеждой смотрим на объединение компаний, занимающихся капремонтами, в саморегулируемую организацию. Тогда уже саморегулируемая организация будет нести перед городом ответственность за добросовестность входящих в ее состав компаний.

- В Москве происходит секвестрирование бюджета в связи с кризисом. Затронет ли оно программу капремонтов?

- Объемы финансирования программы достаточные и в сравнении с предыдущим годом не сокращены: тогда было выделено более 40 млрд рублей, и в этом году - 40 млрд рублей. В 2009 году в планах департамента отремонтировать более 500 домов. Если мы сегодня говорим о комплексном подходе, то стоимость квадратного метра такого вида ремонта почти в четыре раза выше, чем выборочного. Понятно, что при сохранении объемов финансирования метраж капремонтов будет несколько сокращен. Однако это не значит, что какие-то дома выпадут из программы, их планируется отремонтировать в следующие годы.

Источник: Газета

8 (985) 763 - 90 - 66 (495) 776-13-39, (985) 776 13 39 или по e-mail: 6494149@bk.ru

Запись к адвокату на прием осуществляется по указанным выше телефонам. Внимание! Консультация платная.

Наши услуги ТСЖ:

1. Консультирование по вопросам: Создание ТСЖ Организация ТСЖ Функционирование ТСЖ Порядок проведения общего собрания Органы и сотрудники ТСЖ Управляющий ТСЖ Утверждение устава ТСЖ Решение общего собрания Регистрация ТСЖ Заключение договоров ТСЖ с обслуживающими компаниями Юридическая поддержка ТСЖ Обслуживание ТСЖ

2. Составление заявлений: Составление исковых заявлений Составление жалоб Разработка правовых заключений по спорам Анализ договоров и документов (рисков) Составление претензий Юридическая поддержка ТСЖ

3. Урегулирование досудебных споров: Оспаривание решений органов управления ТСЖ С обслуживающими компаниями С государственными органами С поставщиками С налоговыми органами Споры с осуществлением экономической деятельности ТСЖ Споры о пользовании арендуемым нежилым помещением ТСЖ Юридическая поддержка ТСЖ

4. Представительство интересов ТСЖ в суде по всем сложившимся вопросам и спорам: взыскании задолженности о взыскании штрафных санкций о возмещении расходов о признании договора недействительным о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о признании незаконным отказа о признании незаконными и отмене постановлений о признании права собственности на объекты о признании права собственности об обязании не чинить препятствий в пользовании и распоряжении об обязании ответчика снести самовольные постройки об обязании устранить недостатки, опущенные при строительстве об устранении препятствий в пользовании и владении

5. Сопровождение деятельности и сделок ТСЖ (недвижимость, экономическая деятельность и т.д): Составление договоров Поверка договоров Заключение договоров Оспаривание договоров Изменение договоров Пролонгация (продление) договоров